- Главная
- НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА
- Малышам от 7-8 месяцев до года
- 1-2 года
- От двух до трех лет
- Развитие от 3 до 5 лет
- ИЗО-студия
- Эстрадный вокал с 4-х лет
- Английский язык
- Подготовка к школе 5-7лет
- ШАХМАТЫ с 4-х лет.
- Актёрское мастерство (5+)
- Школьникам
- ПСИХОЛОГ
- ЛОГОПЕД
- Организация праздников
- ---------
- Запись в детский клуб раннего развития "ORANGE"
- Новогодний праздник 27.12.2011...
Спасибо за Вашу оценку, очень приятно. Если фото е... More...
By ORANGE - Новогодний праздник 27.12.2011...
Большое спасибо за праздник! Очень понравилось!Тол... More...
By Юля - Новогодний праздник 27.12.2011...
Спасибо клубу ОРАНЖ за настоящий праздник! More...
By Елена
Методики: Монтессори, Зайцева, Никитиных, Демана или ОРАНЖ МИКС ??? (OrangeMix)
Здравствуйте, наши УВАЖАЕМЫЕ посетители!
Наш клуб ОРАНЖ, как Вам известно, не делает упор на какую-либо конкретную методику обучения малышей. Ниже приведена статья из авторитетного журнала "Mamas & Papas" из номера за декабрь месяц 2010 года. Эта статья наиболее точно, в нашем понимании, характеризует каждую отдельно взятую методику обучения. Именно это наше понимание методик, позволяет нам сформировать некий МИКС МЕТОДИК, который мы используем для обучения детей у нас в клубе (Методика Монтессори в Люблино, Марьино, Волжская, Печатники), что позволяет нам сочетать все достоинства различных методик. Итак читаем ....
Горе от ума
(Журнал "Mamas & Papas",декабрь месяц 2010 года)
"Обучение чтению с рождения!", "Английский для грудничков!", "Математика для эмбрионов!" — сегодня подобными формулировками никого не удивишь. Идея о том, что мозг малыша до 5 лет способен переваривать неограниченное количество информации, вдохновляет пап и мам на бесконечные интеллектуальные искания. И только очень немногие родители знают, что никакого научного подтверждения этой теории не существует. Мы не призываем вас полностью отказаться от раннего развития, но и чрезмерно увлекаться им тоже не стоит, ведь вреда в этом деле может быть едва ли не больше, чем пользы.
Честолюбивые мамы и папы уверены: чем раньше они впихнут в ребенка максимальное количество информации, тем скорее дитя сможет раскрыть свои истинные таланты, а там и до ласкающего слух слова "вундеркинд" рукой подать.
Но поголовная потенциальная одаренность малышей — это, к сожалению или к счастью, всего лишь иллюзия, подпитывающая работу развивающих центров и продажу обучающих пособий для дошкольников. В научной литературе по психофизиологии, нейропсихологии и педагогике практически ничего не говорится о сверхспособностях младенцев, зато там можно найти данные о том, что у малышей запоминание информации носит механический характер (ребенок никак не анализирует материал). Такая организация памяти, безусловно, позволяет детке выучить не только примитивные считалочки, но и, например, времена английских глаголов или несколько поэм Пушкина. Мозг малыша оказывается забит невероятным количеством информации, классифицировать которую ребенок не в состоянии, и в результате в голове у маленького знайки возникает чудовищная путаница, которая, во-первых, мучительна для него самого, а во-вторых, может запросто привести к неврозу. Чтобы избежать подобных "перегрузок", важно заранее узнать о "побочных эффектах" и "противопоказаниях" современных развивающих методик и систем.
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ В ЛЮБЛИНО, МАРЬИНО
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Главная задача методики — создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз — "Помоги мне сделать это самому!". Роль педагога в этой системе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью "Монтессори-материалов", которые находятся в разных "специальных зонах" помещения. Так, в "зоне реальной жизни" ребенок учится одеваться, вырезать и раскрашивать, а в "зоне сенсорного развития" изучает размер, форму и цвет предметов. Карапуз сам выбирает место, где он сейчас будет играть, и материал, с которым хочет работать. Педагог в течение 2-3 минут показывает, что можно делать с заинтересовавшими малыша предметами, а дальше детка должен орудовать самостоятельно.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Пожалуй, самым спорным тезисом методики Монтессори является утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоставьте наследника самому себе — и вы увидите, как он начнет совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и оттачивать зрение и слух с помощью телевизора.
Другой тезис Монтессори гласит: "До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру". Это утверждение противоречит современным данным о механизмах детского психического развития. Формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а "строить свой разум" дети продолжают до 9-12 лет — возраста, когда, по наблюдениям нейрофизиологов и нейропсихологов, завершается формирование представлений о пространстве.
Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей — 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Дальше малыш просто учится строить свою жизнь на этой платформе.
Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Родители щедро рассыпают перед молчаливым чадом гречку, которую он должен перебирать пальчиками, и, затаив дыхание, ждут, когда же, наконец, малыш заговорит. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового анализа, грамматического оформления и смыслового наполнения.
Если у наследника вместо сердца не просто пламенный мотор, а реактивный двигатель, это потрясет основы системы Монтессори. Поправ принцип невмешательства, педагог будет вынужден гоняться за юным исследователем по всем "зонам" и ловить свистящие в воздухе "материалы".
Главными понятиями в отечественной педагогике и психологии являются "зона ближайшего развития" и "совместная деятельность со взрослым". То есть задания, предлагаемые ребенку, должны быть всегда чуть сложнее тех, которые он уже может сделать самостоятельно. Помощь взрослых в такой ситуации малышу необходима — на этом принципе построено все традиционное школьное и вузовское обучение.
В системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм. То есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Самое ценное в системе Монтессори — это собственно Монтессори-материалы. Вы нигде больше не найдете такого количества игрушек, закладывающих представления о форме, цвете, количестве и прочих нюансах восприятия мира. Но при их выборе лучше не столько полагаться на интерес ребенка, сколько исходить из пробелов в его знаниях. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым играм и чтению сказок.
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Методика Зайцева предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает "склады". "Склады", в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции: "ба-бу-ш-ка" вместо "ба-буш-ка". Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Взрослый показывает указкой склады, а малыш ищет подходящие кубики. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", "белые с зелеными знаками препинания"), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают непроизвольное запоминание складов, определение их мягкости, твердости, глухости или звонкости.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. По правилам, нижний край "зайцевской" таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. Предполагается, что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой. А теперь представьте себе двухлетку, который по доброй воле будет следить за указкой, находясь в такой позе.
Когда речь заходит об обучении чтению детей 2-3 лет, возникает вопрос: зачем так торопиться? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. Хотя, конечно, если перед родителями малыша стоит задача сразить наповал всех знакомых мам с окрестных площадок или порадовать свекра-академика, кубики Зайцева просто незаменимы.
В 2-3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, "ответственные" за звуковой анализ речи. В таком возрасте приучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов — значит нарушать естественный ход его развития.
Привычка делить слова на пресловутые "склады" не находит поддержки у учителей начальных классов, выражающих свой протест единственным доступным им способом — двойкой в дневнике.
Из-за отсутствия навыков звукового анализа у ребенка в школе возникают трудности при разборе слова по составу (выделении приставки, корня и т.д.) и в фонетическом разборе с написанием транскрипции. Приходится переучиваться, а это, согласитесь, очень непросто.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, аутизмом и другими психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание "складов" сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. В отличие от предыдущих методик, вальдорфская педагогика выступает против ранней интеллектуализации детей и ориентируется на воспитание воли и чувств малыша. Сия благая цель достигается отказом от телевизора и играми с недоделанными деревянными игрушками — например, безглазыми лошадками. Отсутствие важнейших деталей на лошадиной физиономии будит фантазию малыша и побуждает к усовершенствованию игрушки. День воспитанника вальдорфской системы разделен на три части: духовную (свободная игра), душевную (музыка и "эвритмический" танец, где каждый жест соответствует звуку речи) и креативно-практическую (лепка, рисование, шитье и т.д.). При этом ребенка не обучают — он познает мир опытным путем, подражая окружающим взрослым и детям. Вальдорфцы полагают, что после 12 лет, впитав знания об окружающем мире, ребенок начнет демонстрировать потрясающие успехи в интеллектуальной области.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Пребывая в обществе деревянных чурбачков и глиняных плошек, малыш лишается целого пласта современной детской культуры, в которой, наряду с минусами, есть много-много плюсов.
За "эвритмические" танцы и стремление ритуализировать все сферы жизни ребенка противники вальдорфских садов и школ называют их сектами.
Поскольку ребенок получает все знания самостоятельно, они оказываются крайне несистематизированными.
Следование идеям вальдорфской педагогики накладывает определенный отпечаток на жизнь всей семьи. Это касается проведения досуга, питания, выбора круга общения.
Хотя официально школы не требуют от первоклассников умения читать, считать и писать печатными буквами, на собеседовании больше всего внимания уделяется именно этим навыкам. Если ваш малыш виртуозно вырежет свистульку из деревянной палки, но при этом не сможет сложить буквы в слово, он вряд ли произведет нужное впечатление на учительницу.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Приверженцы вальдорфской педагогики безусловно правы в том, что быт, окружающий современного ребенка, слишком автоматизирован и далек от природы. Погруженность в народное творчество действительно помогает детям научиться соотносить научные знания с практическим опытом. Также вальдорфская система позволяет развить музыкальные способности даже у тех детишек, на чьих ушах потопталось целое семейство медведей.
МЕТОД ГЛЕНА ДОМАНА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Врач-нейрохирург Доман разрабатывал свою систему для развития и реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, чтобы они взяли на себя функции поврежденных. В результате Доман сформулировал свой главный тезис: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. Тут-то малышня и попала в цепкие руки адептов ранней интеллектуализации. Теперь вместо зайцев и водяных пистолетов ребенок вынужден "играть" со специальными карточками, на которых написаны слова или наклеены изображения растений, животных, планет и исторических деятелей. Карточки разделяются на тематические серии, а затем — в течение дня — их показывают карапузу: предполагается, что таким образом родитель загружает в мозг сына или дочки "биты" информации.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Глен Доман сделал неверный вывод из своего главного закона. По его мнению, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Случаи нервного перенапряжения из-за избытка информации опровергают это утверждение.
Занятия по Доману требуют от родителей полной отдачи, на уровне "уволиться с работы, нанять помощницу по хозяйству и полностью посвятить себя изготовлению карточек".
Предполагается, что ребенок спокойно сидит на месте и послушно внимает новым знаниям. Каждая карточка предъявляется на 1-2 секунды. Давать их карапузу в руки и отвечать на его вопросы нельзя. Малыш должен как бы "фотографировать" взглядом карточку, а потом — в состоянии покоя — переваривать полученную информацию. Такая теория противоречит всем современным представлениям о зрительном восприятии как об активном и длительном процессе: ребенок должен успеть сопоставить изображения между собой, определить, знает ли он вообще, что на них нарисовано, да еще и соотнести их со сферой своих интересов. Успеть сделать все это за 2 секунды невозможно.
Подписи к картинкам слишком коротки для того, чтобы дать детям полное представление о том, что они изучают. Такой аскетизм затрудняет развитие речи, не учит воспринимать длинные тексты, анализировать их и самостоятельно добывать информацию.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Метод Домана лучше всего подходит для той цели, ради которой он, собственно, и был создан, — реабилитации малышей с тяжелыми поражениями ЦНС. Здоровым детям карточная система может пригодиться лишь в школе или в тех случаях, когда необходимо механически заучить большой объем информации: например, иностранные слова с переводом, даты исторических сражений и т.д.
СИСТЕМА НИКИТИНЫХ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Пробежаться босиком по хрустящему утреннему снегу, сделать "подъем переворотом" на турнике домашнего спорткомплекса и, немного перекусив, приняться за решение головоломки. Все игры Никитиных представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и деталей конструктора. Задания расположены в порядке возрастания сложности, при этом наследнику нельзя объяснять ни способ, ни порядок их решения. Если ученик не может справиться с головоломкой, нужно вернуться к более легким заданиям или временно отложить игру.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Любое вмешательство в деятельность ребенка воспринимается как нарушение свободного творческого процесса. Система Никитиных ориентирована прежде всего на семейное воспитание, отсюда и ее структура — чтобы рационально организовать время, лучше занять всех детей головоломками, чем работать с каждым индивидуально.
Если ребенок не может выполнить задание, предполагается, что оно характеризует "потолок" его развития на сегодняшний день, и нужно просто подождать, когда этот самый "потолок" немного поднимется. Получается, что, если первоклассник вдруг не сможет написать правильную закорючку, это дело лучше отложить до второго класса — идея, может быть, и хорошая, но в условиях нашей школы, увы, совершенно невыполнимая.
Предполагается, что если решение головоломки предстает перед ребенком в виде рисунка или сооружения из кубиков, это позволяет ему самому проверять точность выполнения задачи. Непонятно, правда, что делать в том случае, если малыш не заметил своих ошибок.
Как и во многих других системах раннего развития, рисованию, лепке, ролевым играм и чтению в методике Никитиных внимания практически не уделяется. А ведь именно эти занятия напрямую отвечают за развитие творческого мышления: они стимулируют работу правого полушария головного мозга, "ответственного" за принятие нестандартных решений, в то время как головоломки знакомят ребенка с различными типами алгоритмов.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Из системы Никитиных полезно перенять их подход к спорту и закаливанию детей, опустив некоторые радикальные приемы вроде ходьбы по снегу или подниманию тяжестей. Что касается развивающих игр, то при их использовании лучше злостно нарушать правила, установленные авторами. Помогите ребенку сложить замысловатый узор, покажите, как конструкция из кубиков соотносится с чертежом, и вместе посчитайте количество деталей. Поскольку большая часть "никитинских" игр направлена на развитие пространственного мышления, их необходимо дополнить заданиями на развитие речи.
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Ребенку создаются условия для непроизвольного копирования иностранной речи, ведь именно так он осваивает родной язык. Никаких правил грамматики, тренировки произношения и прочих заучиваний диалогов о погоде! Малыш погружается в мир стихов, сказок и песенок и незаметно для себя осваивает лексику, сопровождающую подвижные игры. Считается, что чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть иностранным языком в максимально возможном объеме. Педагоги и родители стараются следовать правилу воспитания билингвов (детей, для которых два языка являются родными): "Один язык — один родитель". Поскольку не у всех имеется дома папа-англичанин или мама-француженка, ребенку нанимают няню, которая разговаривает с ним только на иностранном языке.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Практически все дети, изучающие иностранный язык с раннего детства, проходят стадию смешения языков. Например, ребенок может попросить: "Дай мне ball", потому что "ball" произносится легче, чем "мяч". При тщательном контроле за речью малыша это быстро проходит.
Все дети имеют разные способности, в том числе и лингвистические. Даже воспитываясь родителями разных национальностей, ребенок может испытывать трудности в освоении одного из языков.
Вот наиболее распространенные из них:
- два языка относятся к разным сферам употребления, поэтому словарный запас каждого из них ограничен (например, если в садике ребенок говорит на русском, а дома объясняется по-французски, то русский язык будет ограничен садовской лексикой, а французский — бытовой);
- на одном из языков ребенок не умеет читать, писать, не знает правил грамматики;
- языки по-разному эмоционально окрашены для малыша, что отражается на их выразительности;
- произношение имеет "усредненный" характер;
- малыш применяет стратегию смешения языков в общении, если знает, что собеседник сможет его понять;
- у детей при отсутствии практики утрата одного из языков происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Специалисты рекомендуют регулярно использовать каждый из изучаемых языков во всех возможных сферах жизни. Ребенок должен научиться понимать не только бытовую лексику, но и юмор, сленг, современные обороты, научную, политическую и экономическую терминологию. Если обучение второму языку не было начато до года, лучше подождать до 4-5 лет, пока у чада не сформируется правильное произношение звуков родной речи.
* * *
Ошибочное написание: методика Мантесори, методика Мантессори, методика Монтесори, методика Домона, методика Демана, методика Никитинных, методика Некитиных, методика Некитеных, Мариа Манттесори, методика Зайтцева, метод Зайцыва, ВАЛЬДОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА, ВАЛЬДОРФСКАЯ ПИДАГОГИКА, ВАЛЬДОРСКАЯ ПЕДОГОГИКА, ВАЛЬДОРСКАЯ ПЕДАГОГЕКА, vtnjlbrf Vfyntcjhb, vtnjlbrf Vfyntccjhb, vtnjlbrf Vjyntcjhb, vtnjlbrf Ljvjyf, vtnjlbrf Ltvfyf, vtnjlbrf Ybrbnbyys[, vtnjlbrf Ytrbnbys[, vtnjlbrf Ytrbntys[, Vfhbf Vfynntcjhb, vtnjlbrf Pfqnwtdf, vtnjl Pfqwsdf, DFKMLJHCRFZ GTLFUJUBRF, DFKMLJHACRFZ GBLFUJUBRF, DFKMLJHCRFZ GTLJUJUBRF, DFKMLJHCRFZ GTLFUJUTRF jcyjdyst ntpbcs cbcntvs vjyntccjhb
ht,tyjr d 2?5 c jhfy; ltncrbq rke,
.